Прежде чем начать разговор о юзабилити следует понять что же это такое: юзабилити в переводе с английского «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность» — эргономическая характеристика степени удобности сайта, для применения пользователями при достижении определённых целей в некотором контексте.
В последнее лет пять юзабилити сайтов – весьма спорная тема в среде веб-дизайнеров и аналитиков. У каждого специалиста, особенно в мелких веб-студиях, свое понимание вопроса, а некоторые специалисты вообще не слышали о юзабилити! А ведь заказать некачественный сайт, для Заказчика, это еще печальнее, чем вообще не иметь веб-сайта, так как именно с него, в большинстве случаев, начинается первое знакомство потенциальных покупателей с вашей компанией в Интернете. И если первое впечатление будет негативным, исправить его будет практически невозможно. Это игра на выживание: если Ваш сайт плох, а у конкурента лучше, вы не будете иметь клиентов, даже если Ваши товары и услуги в 10 раз лучше и дешевле.

Юзабилити значительно влияет на эффективность продвижения товара на рынке, подсознательно формирует положительное мнение о продукции, услуге, компании или бренде среди посетителей сайта. Удобство и комфорт лежит в основе всех успешных стартапов. И наиболее удачными и инновационными оказываются, как правило, простые эргономичные идеи и решения.

В этой статье я рассмотрю основные "типовые" ошибки юзабилити веб-разработчиков, то на что нужно обращать внимание при заказе сайта в первую очередь:

1. Название домена, или как корабль назовешь так он и поплывет.

С чего начинается сайт? Сайт начинается с доменного имени. И казалось бы, ну какие тут могут быть проблемы? Зашел на сайт любого регистратора 5 минут и готово, но не тут-то было: на практике огромное количество вменяемых доменных имен уже занято или захвачено киберсквотерами. Что делает неопытный Заказчик? Заказчик говорит, да мне не важно, давайте зарегистрируем хоть какой-нибудь домен, так и рождаются шедевры больше похожие на название Исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль (www.shreesaimineralsandchemicals.com, например). Думает ли Заказчик, что ему вполне возможно придется писать наименование своего сайта на визитках или сообщать по телефону?
Бывают и другие, не менее забавные ситуации: приходит клиент, продающий Автоматические Системы Связи, просит красивый короткий домен по первым буквам слов... и хорошо, что получившийся на английском языке домен (ass.ru) уже был занят.
Посетители сайтов не любят набирать много букв и запоминать много информации. Поэтому желательно чтобы домен содержал ключевое слово или легко расшифруемую аббревиатуру, напрямую связанную с Вашей деятельностью или брендом.

2. Скорость выдачи информации

Большинство из нас – занятые люди, и мы хотим получать информацию быстро и понятно. Я уверен, что вы сталкивались с ситуацией когда одни сайты в интернете открываются в браузере практически мгновенно, а другие медленно прогружаются разнообразными элементами или просят подождать до полной загрузки страницы. Иной раз этот процесс растягивается настолько, что Вы раздражаясь, закрываете этот сайт, так и не дождавшись его полной прогрузки... Какой шанс что вы вернетесь на этот сайт? Да почти никакой! Вы будете искать то что Вам нужно у Ваших конкурентов. А заказчику подобного интернет-ресурса останется проклинать горе разработчиков и искать где заказать аудит сайта.
Скорость загрузки страниц сайта, важный параметр, кроме прямого влияния на юзабилити сайта, время загрузки значительно влияет и на SEO продвижение. Поисковые системы Yandex и Google предпочитают показывать выше в поисковой выдаче более быстрые сайты, для обеспечения высокого качества поискового сервиса. Ведь если клиент хоть чем то недоволен, он также может сменить и поисковую систему, предоставляющую некачественный контент в ТОПе. Поисковикам этого не надо. Также время загрузки страницы прямо влияет на процент отказов и глубину просмотра страниц (поведенческие факторы). Чем выше будут эти показатели тем выше будет стоять Ваш сайт в поисковой выдаче.
(Вы можете проверить скорость своего сайта в специальном сервисе Google).

3. Слишком много цветов

Чтобы дизайн сайта был приятен максимально широкому кругу посетителей, необходимо грамотно подобрать цветовую гамму сайта. Многие цвета несовместимы друг с другом, более того разные браузеры и мониторы, в силу своих особенностей могут один и тот же цвет отображать по разному. В дизайне сайта должны учитываться все мелочи: контраст, общая яркость, сочетание цветов расположенных рядом (например, зеленый текст на желтом фоне недопустим), цветовое многообразие элементов.
Конечно есть специалисты, которые это игнорируют, именно они рождают подобные шедевры:

bad design

При выборе цветовой гаммы для сайта важно понимать какова тематика сайта, кто его целевая аудитория и какие цели перед ним стоят? Должен ли сайт быть агрессивным или спокойным? Горячим или прохладным. Строгим или веселым. В зависимости от конечной цели подбирается своя цветовая гамма.
Чтобы не оттолкнуть от себя посетителей необходимо помнить, что некоторые цвета применимы лишь к конкретным сферам деятельности и определенным товарным направлениям. Так золотой цвет идеально подходит для интернет-магазинов, продающих очень роскошные товары, ювелирные изделия, свадебных салонов, а белый является универсальным цветом, присутствующем практически в каждом сайте.

4. Украшательство без причины

Кричащие цвета, различные стрелки, указатели, баннеры, рамки, значки, виньетки привлекают внимание посетителя сайта, выделяют элементы сайта. Однако их стоит применять только в тех случаях, когда они содействуют решению какой-либо задачи. Я много раз сталкивался с тем, что Заказчик в порыве безудержной погони за красотой, пытался завалить дизайн сайта, морем ненужных графических плюшек, совершенно при этом забывая что дизайн сайта, предназначен исключительно для оформления информации, подобно оправе для драгоценного камня. Старое правило: "Главенство содержание над формой, продолжает работать".
Если декоративный элемент не несет смысловой нагрузки, и располагается на сайте исключительно для красоты, его можно смело удалять, картины мы будем разглядывать в Лувре.

5. Слишком много анимации тоже проблема

По двум причинам.
Во-первых, не каждый посетитель сайта выходит на него с новенького компьютера с высокими разрешением экрана и мощным процессором, многие используют старые компьютеры и просмотр анимации для них может стать настоящей проблемой: сложные CSS эффекты грузятся медленно, рывками, анимация тормозит и зависает. Вряд ли такой посетитель задержится на сайте, он уйдет на сайт попроще, где в спокойно обстановке получит необходимую для него информацию.
Во-вторых, слишком много анимации отвлекает клиента от того, зачем он пришел на этот сайт или посетитель устать от мельтешащего многообразия. Да гори синем пламенем такой веб-сайт вместе с его Заказчиком и разработчиками

6. Слишком много рекламы других компаний

Некоторые владельцы сайтов, помимо достижения основной задачи сайта хотят попутно на нем заработать размещая рекламу. Один два баннера не проблема. 5 баннеров исполненных в стилистике дизайна сайта и размешенных в специальном сегменте сайта так же не проблема. Но хочется больше денег, в итоге сайт может превратиться в свалку разномастных баннеров, за которой не видно основную цель его существования. Посещаемость сайта падает, и доходы владельца рушатся на глазах. Вернуть доверие к сайту становится большой проблемой

7. Отсутствие четкой структуры

В продуманной структуре сайта, информация за которой пришел посетитель сайта должна быть интуитивно доступна максимум в 3-4 клика, не глубже!!! Если посетителю необходимо открыть 100500 разделов, чтобы найти табуретку в интернет-магазине, он, плюнет и уйдет в другой интернет-магазин. Ему должно быть понятно как эффективно использовать сайт для поиска нужной информации.

Если на стадии составления технического задания для веб-сайта не продумать удобную структуру и навигацию, то в будущем, возможны серьезные трудности, связанные, прежде всего, с утечкой целевых посетителей на другие сайта и увеличением времени обслуживания сайта специалистами, обслуживающими и оптимизирующими сайт в дальнейшем. Как правило, суть проблем заключается в слабой конверсии трафика, лишних загрузках страниц, системных ошибках при переходе по ссылкам, мертвыми разделами. Благодаря этому, нагрузка на сервер вырастет в разы, страницы будут грузиться медленнее, а клиент будет нервно шарить по страницам, в поисках нужной информации. Следует отметить, что при продвижении веб-сайта в поисковых системах, структура сайта также играет значительную роль: понятное распределение разделов, удобная внутренняя перелинковка, распределение кликов и ссылочной массы заметно влияют на качество юзабилити и на позиции сайта в выдаче поиска, как следствие(так как внутренние ссылки учитываются при некоторых значениях релевантности).

В качестве постскриптума к статье я могу дать несколько небольших советов:
Разрабатывайте дизайн сайта учитывайте особенности и требования целевой аудитории. У каждой, даже самой небольшой детали дизайна должна быть своя практическая функция.
Если хотите, чтобы ваш сайт был инструментом бизнеса – относитесь к нему именно так, и забудьте слова «это мне нравится, а это нет», Ваша субъективная позиция очень важна, однако сайт не должен нравиться только Вам, он должен нравиться вашей целевой аудитории и выполнять возложенные на него задачи.
Если на ваш сайт не клиентоориентирован, Вы понимаете, что он не приводит к Вам клиентов, закажите его редизайн. Услуга редизайна в компании "АртТех" стоит значительно дешевле разработки «с нуля». В рамках этих работ мы переработаем дизайн сайта и перепишем контент, с учетом ориентации на целевую аудиторию.

 

Вернуться в блог

Оставьте заявку

­Мы Вам перезвоним!

Если вы хотите получить больше информации или сделать заказ, заполните эту форму.
call to us